Лица рейтинга Кейсы Мероприятия Новости партнеров Бизнес-статьи

Артем Голдман: «Сначала все тестирую на себе»

30 сентября 2019

Об авторе

Окончил Государственный университет управления (ГУУ) по специальности «Финансы и кредит». После обучения стал участником экспериментальной программы Академии NABA «Новые медиа» в Милане. В 2015 году закончил стартап академию бизнес-школы «Сколково», а затем 3-месячный курс в Оксфорде для предпринимателей в юридической сфере.

Свою трудовую деятельность Артем начал в 2008 году с должности специалиста в отделе продаж «Райффайзен банка». В 2012 стал руководителем медиа-департамента рекламного холдинга «Грата АДВ». Основал несколько бизнесов – студию по разработке мобильных приложений «Granger Press», юридический сервис «Legal Space», в 2016 году уехал в Силиконовую долину, запустил стартап «Visabot» и венчурный фонд. Продал свои компании и сейчас является миноритарным сооснователем стартапа «Plink», а также занимается развитием образовательного проекта по здоровью и биохакингу.

 

Первый бизнес

В Италии все плохо с открытием бизнеса, поэтому мы удалено зарегистрировали компанию в Лондоне».

Артем Голдман

После обучения в ГУУ я выиграл грант и поехал учиться в Италию по программе «Новые медиа». Там собрались ребята-предприниматели, которые понимали, что медиа перестраивается и переходит в IT.
Я и два моих партнера-итальянца получили заказ от знакомых, которые работали в галерее. Нужно было сделать 100 Ipad-ов около каждого экспоната. Чтобы получить деньги от заказчика, мы открыли компанию «Granger Press». В Италии все плохо с открытием бизнеса, поэтому мы удалено зарегистрировали компанию в Лондоне. После этого пошли клиенты. Мы сняли офис, наняли еще 4 человека. Но через 2 года я продал свою долю – 30%, т.к. не успевал этим заниматься и меня пригласили в агентство «Грата АДВ» возглавить медиа отдел.

Grata Adv

«Я успел поработать со многими крупными холдингами, в том числе: «Газпромом», «Роснефтью», «Новатэком», «Роснано», «Росатомом», «Россетями», «Сбербанком» и с Citroën».

Артем Голдман

Мы получили заказ от «Института русского реалистического искусства», который принадлежит братьям Ананьевым, владельцам «Промсвязьбанка», и нас заметило агентство «Грата». Его генеральный директор – Татьяна Панферова, пригласила меня и предложила возглавлять медиа-департамент, хотя мне на тот момент было 20 лет. Я был очень признателен за такую возможность. За время работы я успел поработать практически со всеми государственными холдингами: «Газпромом», «Роснефтью», «Новатэком», «Роснано», «Росатомом», «Россетями», «Сбербанком» и с Citroën. Но мне было важно, чтобы моя деятельность была полезной, и созданные IT-продукты жили, а в «Грате» сделанные презентации теряли свою актуальность после окончания выставки. Когда у меня начались подобные мысли, я решил пойти поучиться бизнесу в академию «Сколково».

Legal Space

«Если в своей стране еще можно найти юриста, то за рубежом очень сложно. Мы поняли, что такая проблема не только у меня и решили создать «Legal Space»».

Артем Голдман

Когда я выходил из компании «Granger Press», возникли сложности с поиском юриста, т.к. компанию открывали в Лондоне. Если в своей стране еще можно найти кого-то, то за рубежом очень сложно. Я обратился к моему другу-юристу Андрею Зиновьеву. Мы поняли, что такая проблема не только у меня и решили создать «Legal Space» - сервис для предпринимателей для решения юридических вопросов в любой точке мира. Сначала я на собственные средства (1 миллион рублей) нанял разработчиков, чтобы сделать платформу. В 2015 году мы презентовали проект в «Сколково» и оказалось, что у многих есть нерешенные юридические вопросы за рубежом. Пошли первые клиенты.

На этом этапе ко мне присоединился Андрей, и мы стали равноправными партнерами. Я вообще сторонник равных долей в бизнесе. Он отвечал за оперативную и юридическую часть, а я занимался технической частью и трафиком. Затем у нас появился первый инвестор – Василий Воропаев. Ему понравился наш проект, и он решил вложиться. У нас было еще два инвестора, не хочу раскрывать имен, один из которых вложил 150 000 долларов. За первые полгода существования стартапа мы заработали 8 миллионов рублей. Стоимость одной сделки у нас составляла от 5 тысяч рублей до 250 долларов за полчаса. Затем я поехал в Оксфорд, а точнее в Oriel College, на трехмесячную программу для предпринимателей в сфере юридических услуг с целью найти новых зарубежных партнеров для «Legal Space». Однако с юристами из Европы сотрудничество было не особо плодотворным - не больше 100 заказов. В основном работали с США, Китаем и оффшорными зонами. 

Переезд в Калифорнию

«Я несколько раз подавал заявку в инкубатор Founder Institute, но нас приняли только с третьей попытки».

Артем Голдман

Первый раз я поехал в Калифорнию от стартап-академии «Сколково», и после этого решил туда переехать. Мы с Андреем провели анализ американского рынка и выявили, что большим спросом пользуются миграционные услуги. Кроме того, в этой сфере с точки зрения технологических компаний, не было конкуренции. Мы решили автоматизировать процесс получения Green card и поехать с этой идеей в Силиконовую долину. Продали «Legal space», потому что поняли, дальше не сможем масштабироваться. Не так много компаний в России и СНГ нуждаются в юристе за рубежом. Одна юрфирма купила базу, а другая – софт. На эти деньги поехали в США и начали развивать новый проект, который, по сути, вытек из «Legal space». Даже команда дизайнеров и разработчиков осталась старая.

Я несколько раз подавал заявку с миграционным проектом в инкубатор Founder Institute, но нас приняли только с третьей попытки. В нем в 2016 году и появилось название компании «Visabot». Они нас обучали, дали место для работы, экспертов. Благодаря им я быстро понял, как все работает в США, потому что их подход к бизнесу очень отличается от российского. Во-первых, люди в Силиконовой долине очень ценят свое время. Если ты опоздал на встречу на 15 минут, они уйдут и больше не будут с тобой работать. Во-вторых, там очень развит институт адвайзерства. Молодой проект часто отдает минимальные доли компании опытным бизнесменам, а они помогают советами и в продвижении. Кроме того, там другой подход к венчурному инвестированию, и рынок гораздо больше. Бот по иммиграции в России не имел бы такого спроса, как в США.

Практически год я сам оплачивал все расходы, потратил около 200 000 долларов на оплату сотрудников и на жизнь. Только аренда дома стоила 5 000 долларов в месяц. Потом мы получили 125 тысяч долларов от акселератора «500 Startups». Столько же получили от Адама Дрейпера. И немного позже китайский фонд, принадлежавший Вен Чун, проинвестировал в нас 6 миллионов долларов. 

Visabot

«Услуги юристов стоят от трех тысяч до 10 тысяч долларов, и они занимаются решением проблемы два месяца, а мы брали 150 долларов и все делали за час».

Артем Голдман

На пике у нас в компании было 11 человек. Сначала была только старая команда из «Legal Space», а уже после инвестиций мы наняли эмиграционного юриста. Как только мы запустили продукт, сразу попали во все медиа. Bloomberg нас назвал эмиграционным решением №1 в Штатах. Люди сами писали мне на почту и в Facebook, что хотят у нас работать.

Обычно услуги юристов стоят от трех тысяч до 10 тысяч долларов, и они занимаются решением проблемы два месяца, а мы брали 150 долларов и все делали за час. Людям это нравилось, но мы всегда были в минусе, потому что деньги, которые поступали на счет, тратили на закупку новых юзеров. Все венчурные бизнесы работают не на выручку, а на охват рынка, чтобы потом, когда весь рынок охвачен, делать доп.продажи. Но в среднем, у нас было от тысячи до 10 тысяч клиентов в месяц, в зависимости от периода, и мы помогли 100 000 людей с получением Грин-карты.

Год назад мы продали этот стартап. Во-первых, я понял, что в Legal tech - довольно ограниченная индустрия. Плюс в этом бизнесе отсутствовали повторные продажи. Когда закончилась виральность продукта, и перестали приходить органические юзеры, нам нужно было их закупать, а это достаточно дорого. С учетом этих условий, я осознал, что хочу заниматься еще более масштабным проектом. Нам поступило 3 предложения о покупке. Это была некрупная сделка – до 10 млн. долларов. Нас купила компания «DoNotPay» Джошуа Броудера. Они скупают ботов, делают их бесплатными и зарабатывают за счет продажи рекламы.  

Венчурный фонд

«Мы проинвестировали в 20 стартапов в общей сложности около миллиона долларов».

Артем Голдман

На вырученные от продажи «Visabot» деньги мы создали венчурный фонд с другим партнером – Сергеем. Проинвестировали в 20 стартапов в общей сложности около миллиона долларов. 

Я думал, что у меня получится совмещать деятельность инвестора с каким-нибудь другим бизнесом, но ошибся. Когда наши вложенные личные средства начали заканчиваться – где-то через год, я вышел, потому что понял, что хочу делать свой продукт. Фонд до сих пор существует, Сергей туда привлек сторонние деньги. Но первые 10-12 компаний, в которые мы инвестировали, прошли через меня. За это время у нас даже был один экзит - мы проинвестировали в компанию «FriendlyData», и их купили.

Критерии для инвестиций в стартапы

«Мы не инвестировали в идеи, мы инвестировали только либо в прототип, либо в рабочий продукт».

Артем Голдман

У нас было три стандартных критерия. Первый – это команда, мы смотрели, что это за люди, насколько предприимчивые, есть ли у них экспертиза, и что они умеют делать. Второе – это продукты, мы не инвестировали в идеи, мы инвестировали только либо в прототип, либо в рабочий продукт. И третье – это трэкшн: сколько у них есть юзеров, сколько они продали товаров. Наша задача была найти тех, кто сделал продукт, первые продажи, и им нужен пуск. Я помогал им с экспертизой, деньгами, знакомил со всеми. После нас они уже были готовы к американским акселераторам.

Plink

«Наш мессенджер сейчас перерождается в социальную сеть для геймеров. Моя глобальная задача – набрать 100 миллионов юзеров».

Артем Голдман

Топ-10 самых популярных игр - мультиплеерные. И существует проблема LFG – looking for gamers, на форумах это делать не удобно и не особо результативно. Я понял это и решил присоединиться к ребятам, делающим Tinder для геймеров – «Plink». Ты регистрируешься, включаешь свой игровой аккаунт, мы видим твою игровую статистику и метчим тебя с людьми, которые похожи на тебя по определенным критериям. Ты видишь карточку игрока, свайпаешь налево - не хочешь, свайпаешь направо – поиграл бы. И когда происходит метч, вы можете списаться и играть.

Сначала я помогал ребятам как адвайзер, потом понял, что это классный проект, и сейчас я миноритарный co-founder, имею 15% компании. Я занимаюсь маркетингом, монетизацией и аналитикой. Дорастил проект до миллиона юзеров. Этому бизнесу год. Мы сначала монетизировались, продавая рекламу. За все время мы продали рекламу на сто тысяч долларов. А месяц назад ввели промо-аккаунты. На данный момент у нас продано тысяча промо-аккаунтов, 5 и 9 долларов. 5 долларов – на территории Европы и СНГ, 9 долларов – на территории Штатов.

Для своего продвижения мы постоянно тестируем новые каналы. Закупаем рекламу в Facebook, в ВКонтакте. В Snapchat, даже Pornohab пробовали, Unity, рекламу в Apple Store. 
У нас в команде 17 человек. Я часто нанимаю людей по своему направлению. В первую очередь, смотрю на релевантный опыт. Мы не берем людей, которые будут учиться внутри компании, а нанимаем тех, кто будет учить нас. Также важны предыдущие результаты и рекомендации.

Наш мессенджер сейчас перерождается в социальную сеть для геймеров. Моя глобальная задача – набрать 100 миллионов юзеров и 100 тысяч платящих юзеров. Самое сложное - выстроить правильные процессы, потому что стартап – это машина по тестированию гипотез. Мы что-то придумали, залили трафик, посмотрели – работает, не работает, нравится юзерам, не нравится, платят они за это, не платят, и так по кругу. Это бесконечный процесс.

Биохакинг

«Мы сейчас делаем вебинары на тему биохакинга и подписали книгу с «Альпина Бизнес Букс» по этому эксперименту, в январе-феврале 2020 года она будет издана».

Артем Голдман

Я начал активно заниматься биохакингом, когда понял, что в бизнесе мы собираем много данных, но по своему организму аналитики не знаем. Тем более, все вокруг начали следить за своим здоровьем. У меня возник вопрос, почему они выбирают именно эти диеты или витамины, как замеряют эффективность? Начал этим заниматься, договорился с врачом, и сейчас я обвешан гаджетами, которые замеряют огромное количество показателей, раз в месяц сдаю анализы, и еще есть бот, куда я записываю жизнедеятельность – еду, спорт, эмоции, уровень настроения и так далее. Врач все это соединяет и дает рекомендации.

Мы сейчас делаем вебинары на тему биохакинга и подписали книгу с «Альпина Бизнес Букс» по этому эксперименту, в январе-феврале 2020 года она будет издана. Я хочу, чтобы как можно больше людей узнавало о методах поддержания своего здоровья.

Сейчас я на стадии саморазведки. Сложно делать что-то, в чем ты не эксперт. У меня всегда такая стратегия, сначала все тестирую на себе, как с эмиграцией. Только когда я получил визу, я понял, как все работает, и что теперь могу помогать другим. Возможно, сделаю приложение на основе этих исследований, но сначала надо все изучить. Здоровье – важное направление, не хочется в этой сфере создавать плохие продукты.