Лица рейтинга Кейсы Мероприятия Новости партнеров Бизнес-статьи

Качества руководителя, которые ему можно и нужно развивать

25 марта 2020

Некоторые полагают, что лидерские навыки даны человеку от природы. Другие считают, что этим качествам можно научиться. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Вы узнаете:

  • Какие качества руководителей являются самыми важными.
  • Какие деловые и профессиональные качества может развивать руководитель.
  • Чем отличаются жесткое и мягкое лидерство.
  • Как развивать лидерство.
  • Как развивать управленческие качества.

Ключевые качества руководителей

Чтобы узнать самые главные качества руководителей, мы провели опрос среди генеральных директоров и спросили их, какими качествами должен обладать хороший руководитель. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

По результатам опроса были выявлены самые популярные качества, которыми, по мнению генеральных директоров, должны обладать руководители:

  1. Коммуникабельность — > 57 %;
  2. Стрессоустойчивость — > 48 %;
  3. Способность расставлять приоритеты — > 47 %;
  4. Внутренняя уверенность — > 44 %;
  5. Активность, энергичность — > 43 %.

С таким же вопросом мы обратились к сотрудникам. По результатам опроса современные кадры восхищаются следующими качествами своих руководителей:

  1. Умение видеть стратегически — 71 %;
  2. Внутренняя уверенность — > 69 %;
  3. Умение формировать команду — > 66 %;
  4. Способность расставлять приоритеты — > 58 %;
  5. Коммуникабельность — > 58 %.

Особенности ключевых навыков руководителя

Рассмотрим некоторые перечисленные навыки более подробно.

 

Качество

Описание

 Психологическая устойчивость

Это одно из ключевых качеств, которыми должен обладать руководитель. Умение сохранять эмоциональное равновесие позволяет не только справляться со стрессовыми ситуациями, но и подавать пример своему персоналу.

 Внутренняя уверенность

Это тоже одно из ключевых качеств руководителя. Оно необходимо для качественного взаимодействия с сотрудниками. Внутренняя уверенность отражает спокойствие и рациональность мышления.

Стрессоустойчивость

Даже в стрессовых ситуациях руководитель должен сохранять здравое мышление. Нельзя поддаваться панике и тревоге, а также нельзя позволять подчиненным проявлять чрезмерную эмоциональность.

Умение принимать решение

Руководитель должен уметь принимать стратегические решения даже в самых неожиданных ситуациях.

Рвение к победе

Если руководитель стремится к победе, он будет заряжать своей энергией и энтузиазмом всех подчиненных. Именно рвение к победе позволяет руководителю подниматься по должностной лестнице. Именно это качество соседствует с внутренней уверенностью.

Важно учесть, что положительными могут быть только деловые способности, которые не скрывают злого умысла и не являются разрушительными для компании и ее сотрудников.

Деловые и профессиональные навыки руководителя

Одним из основных качеств, которые руководитель может в себе развить, являются деловые и профессиональные навыки. Рассмотрим, какие качества можно отнести к этой группе.

  1. Практический интеллект. Это умение практически и критически мыслить с оперативным и успешным применением личного опыта, навыков для решения определенных практических вопросов. Это обязательный, но неполноценный навык. В такой же степени на способность обработки информации влияет и навык коммуникации.
  2. Общественный интеллект. Это умение понимать и грамотно определять чувства другого человека. Если руководитель будет ставить себя на место другого человека, он сможет понять его чувства и определить, что можно от него требовать, а чего делать не желательно. Это умение действовать в соответствии со сложившейся ситуации, формируя благоприятную рабочую обстановку.
  3. Умеренная самооценка. Это навык наблюдения, контроля, критики и изменения собственного поведения. Критерием умеренной самооценки является критическое восприятие информации. Если руководитель не может адекватно оценить свои способности и профессиональность, то это свидетельствует о его завышенной самооценке. Примером может послужить ситуация, когда руководитель берет на себя задачи, которые он не в силу выполнить.

В процессе продвижения по управленческой пирамиде сокращается и объем требуемых специализированных навыков. Так, президенту предприятия не обязательно быть знакомым с производственной частью настолько, насколько с ней знаком технолог. Однако, генеральный директор должен осознавать, соответствуют ли производственные процессы компании мировому рынку. Для этого ему необходимы знания финансовых и технологических связей компаний в соответствующей сфере, а также перспективных видов производства.

Руководителям также важно обладать профессиональными способностями, которые формируют основу для следующих процессов:

  • Определение проблемы в соответствии с иными управленческими вопросами.
  • Принятие рациональных решений в соответствии с позицией различных специалистов.
  • Своевременный контроль над деятельностью сотрудников.

С продвижением по карьерной лестнице будут также меняться и требования к психологическим качествам. К ним относятся:

  1. Способность перспективного мышления.
  2. Умение нести ответственность.
  3. Целеустремленность.
  4. Настойчивость.
  5. Способность заряжения энергией других сотрудников.
  6. Уверенности в своих возможностях.
  7. Сила воли.
  8. Способность быстро ориентироваться в меняющейся обстановке.

Лидерство

Управленческое лидерство — это то качество, без которого не может обойтись ни один руководитель. Лидерство, как и другие перечисленные качества можно, и даже нужно периодически развивать. Однако важно различать мягкое и жесткое лидерство. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Мягкое лидерство

Мягкий подход к управлению персонала подразумевает собой принцип схожести позиции предприятия и сотрудников. Руководитель с мягким подходом к управлению привлекает в компанию сотрудников со схожими рабочими интересами. Подобные сотрудники обладают не только профессиональными качествами, умениями и опытом, которые потребуются для выполнения рабочих задач и достижения тех или иных результатов. Такие работники обладают и личностными качествами, обеспечивающими эффективность рабочих задач и благоприятную обстановку в компании. Это может быть как инновационная, так и командная, так и целенаправленная рабочая обстановка.

Подобный метод управления кадрами формирует и поддерживает оптимальную систему обратной связи. Кроме того, он подразумевает собой использование механизма делегирования обязанностей.

Мягкий подход к управлению подразумевает собой выделение качественных управленческих аспектов. Это могут быть приверженность сотрудников предприятия, а также их удовлетворенность.

Цель мягкого управления — формирование благоприятных условий для выявления потенциала и укрепления мотивации работников к большим результатам. Компаниям, следующим такому способу управления, требуются руководители, обладающие навыками мягкого лидерства. Такие руководители должны уметь поддерживать своих работников, обучать их, оказывать кураторскую поддержку, поощрять активность, мотивировать на достижения, вдохновлять на новые идеи.

Суть мягкого лидерства — небольшое расстояние между руководителем и подчиненными, большое участие подчиненных в формировании и принятии решений, регулярное общение. Условия поддержания руководителем авторитета — его экспертность, личностные способности (добросовестность, искренность, открытость), внутренняя сила, а главное — совпадение позиций руководства и подчиненных.

Жесткое лидерство

Жесткое управление персоналом базируется на методе несоответствия мнений предприятия и сотрудников. В этом случае процесс управления кадрами не подразумевает временные расходы, траты сил и средств на поиск новых работников. Простыми словами рабочие задачи решают те, кто уже нанят в компанию. Поэтому компания, следующая жесткой системе управления, концентрируется не на удовлетворенности работников, а на результатах работы, которые можно просто измерить.

Цель жесткого управления — получить как можно больше выгоды, потратив как можно меньше ресурсов. Предприятиям, которые следуют жесткому управлению, требуются руководители, наделенные качествами жесткого лидерства. Они должны влиять на сотрудников и убеждать их в определенной позиции. Такие руководители должны уметь брать на себя ответственность за собственные решения. Они должны быть харизматичными, умеющими убеждать окружающих в собственном авторитете. При этом харизмы у такого руководителя может быть не много. Главное — умение показать свою власть.

Суть жесткого лидерства — большое расстояние между руководителем и подчиненными, концентрация власти в руках лидера, беспрекословное послушание подчиненных, смена диалогов монологами.

Как развивать лидерские качества

Лидерские качества можно прокачивать, придерживаясь следующих правил:

  1. Контролировать «чистоту рук». Основная проблема лидера — умение контролировать разницу между желанием быть в курсе рабочих процессов и объемом выполняемых работ. Руководитель, который может с легкостью «испачкать руки», в результате может начинать безрезультативно контролировать всю работу. Если руки лидера слишком «испачкались», значит он решает задачи за своих сотрудников.
  2. Рисовать. Чтобы доступно объяснить идею работников, можно ее нарисовать.
  3. Получать критику. Без провокации не получится получить новую информацию. Очередное совещание руководителю можно начать с вопроса: «Удается ли мне справиться с работой». Однако прислушиваться сразу к критике не стоит. Важно выделять самую ценную информацию, а потом уже приступать к действиям.
  4. Писать небольшие сообщения. С точки зрения грамотного общения длинные послания обладают меньшей эффективностью, чем короткие. Применение меньшего числа символов позволяет проще донести суть сообщения.
  5. Общаться с работниками лично. Если нет возможности лично поговорить с каждым сотрудником, то это должны сделать руководители отделов, затем передать информацию вам.
  6. Развивать отрицательные качества. Как это делает, например, Илон Маск, который ни раз заявлял, что достигать результатов ему помогает осознание слабых сторон и работа над ними.

Как развивать управленческие качества

Успех любого руководителя зависит от его управленческих способностей. Этому можно и нужно обучаться. Для этого можно использовать следующие способы: 

  1. Ставить крупные задачи. Лучше выполнять одну задачу с максимальной эффективностью, чем перевыполнять план с мелкими задачами.
  2. Помогать работникам повышать экспертность. Качественное обучение сотрудников (возможно во время рабочего процесса) обойдется дешевле, чем оперативная замена работника, отправленного на очередное «плановое» повышение курсов.
  3. Формировать ключевое преимущество бренда. Сделать это можно, сформировать особенность продукции в одном предложении.
  4. Общаться с клиентами. Важно спрашивать клиентов об их планах, а также о том, чем компания может быть полезна в процессе исполнения этих планах.
  5. Использовать числа при разговоре о достижениях. Работники не всегда понимают, каким образом они влияют на корректировку стоимости компании. Необходимо помочь им выявить связь между их рутинными процессами и увеличением капитализации бизнеса. Также можно привлечь коммуникацию с инвесторами. Такая открытость позволит увеличить капитализацию компании на ближайшие несколько лет.